дмитрий смирнов
Главной героиней нашего эксперимента стала Надежда Сергеевна, которая решила отправиться с внучками по магазинам в поисках нового фена. Причем из всех брендов ей знаком только один – «Алеся» (такой фен она когда-то покупала дочке). О нем женщина и будет спрашивать продавцов, а вот какой будет их реакция, как раз и посмотрим.
Магазин 1. Надежда Сергеевна заходит в огромный зал: консультанты «кучкуются» около кассы, абсолютно не обращая на женщину внимания. Она долго бродит между рядами техники, потом сама подходит к многочисленной группе «мальчиков в галстучках» и задает свой главный вопрос:

– А есть ли у вас фен «Алеся»?
– Нет, конечно, такого нет. И не было, – отвечает один из молодых людей.

Надежда Сергеевна еще ждет минуту, надеясь на продолжение разговора, но, не получив больше никакой информации, поворачивается и уходит. Консультанты дружно смеются. Занавес.

Магазин 2. Надежда Сергеевна в небольшом павильоне одного из торговых центров. Женщина-консультант встречает ее довольно приветливо.

– А есть ли у вас фен «Алеся»?
– Нет, – отвечает продавец, теряя всякий интерес. – И не было такого.
Наша героиня снова ждет минуту и снова уходит.

Магазин 3. Надежда Сергеевна еще в одном магазинчике. В очередной раз она произносит:

– А есть ли у вас фен «Алеся»?
– Нет, такого фена нет, – звучит уже привычный ответ. – Но почему именно «Алеся»?
– Раньше, когда я покупала, он считался надежным.
– С тех пор многое изменилось, сейчас надежными считаются… Давайте я вам покажу.

В результате, Надежда Сергеевна купила фен, причем не самый дешевый. Кроме того, она уже проконсультировалась по поводу утюга, который тоже стал плохо работать после 10 лет службы. И как мне кажется, понятно, в какой из трех магазинов она отправится за очередной покупкой.

Интересная ситуация: консультантов обучают, проводят для них тренинги, рассказывают о технике общения с клиентами. Но почему-то далеко не каждый может совершить такое простое и при этом такое эффективное действие: задать вопрос.