Дмитрий Смирнов
Лайфхаки успешного выступления. Уроки от Меркель, Цукерберга и Спилберга
Каждый год в Гарварде перед выпускниками выступают знаменитые гости, и эти речи тут же попадают в сборники лучших примеров ораторского искусства. Колумнист Office Life, консультант по ораторскому искусству Дмитрий Смирнов анализирует выступления Ангелы Меркель, Марка Цукерберга, Стивена Спилберга и не находит в них ничего об «ответственном шаге во взрослую жизнь», «незабвенных университетских годах» и пожеланий чего-нибудь светлого. В основе успешных выступлений лежат простые вещи: понятная идея, разговор на равных и, конечно, истории.
АНГЕЛА МЕРКЕЛЬ: ДУМАЙ НЕ О ТОМ, ЧТО СКАЗАТЬ, А О ТОМ, КАКУЮ ИДЕЮ УНЕСУТ СЛУШАТЕЛИ

В этом году к выпускникам Гарварда приехала Ангела Меркель и выступила с отличной речью. Ее успех во многом объясняется образом, который стал стержнем текста. Канцлер говорила о стенах — к этой теме она возвращалась несколько раз, каждый раз по-новому наполняя и усиливая образ.

Вначале это была стена из ее жизни — Берлинская, которая разделяла город, страну, семьи, в том числе ее собственную.

«Каждый день я должна была в последнюю минуту отказываться от свободы. Берлинская стена ограничивала мои возможности. Она каждый день стояло у меня на пути. Однако было то, что эта стена не смогла сделать за все эти годы: она не смогла наложить ограничения на мои мысли, мою личность, мое воображение, мои мечты и желания».

В следующий раз, когда Меркель возвращается к этому образу, оказывается, что и сегодня стены разделяют людей: «они в умах людей, они существуют в форме невежества и упрощенных подходов к проблемам». Причем эти стены повсюду — «они существуют и между членами семей, и между отдельными группами в обществе, между людьми с разным цветом кожи, между разными странами, разными религиями. Эти стены мешают нам увидеть общий для нас мир, и только от нас зависит, сможем ли мы разрушить эти стены».

Канцлер призывает выпускников Гарварда не мириться с ограничениями. Она уверена:

«Свободы не даются нам сами собой. Демократия — это не то, что мы можем принять как должное. То же самое касается мира и процветания. Но если мы сломаем стены, которые нас окружают... все возможно».

Стена становится символом преодоления трудностей. С точки зрения текста это стержень, который объединяет разные мысли в целостное выступление. Этот образ отлично запоминается — уверен, выпускники Гарварда и через много лет легко вспомнят, как Ангела Меркель призывала их «снести стену невежества и предрассудков».



МАРК ЦУКЕРБЕРГ: НЕ ВЫПЕНДРИВАЙСЯ, НЕ УМНИЧАЙ, НЕ ПОУЧАЙ
Основатель Facebook мог бы выйти к выпускникам и начать рассуждать о том, как сложен мир бизнеса, как многому им еще предстоит научиться, какие трудности придется преодолевать, какую роль предпринимательство играет в экономике...

Цукерберг же обращается к выпускникам не как успешный бизнесмен к неопытным юнцам — он ведет диалог на равных. Причем подчеркивает это уже в самой первой фразе.

«Для меня большая честь быть с вами здесь сегодня, потому что, будем откровенными, вы достигли того, чего я так и не смог. Если я договорю свою речь до конца, то впервые хоть что-то закончу в Гарварде».

Цукерберг неоднократно обращает внимание на то общее, что есть у него с аудиторией:

«Формально мы с вами относимся к одному и тому же поколению. Мы гуляли по этому двору с разницей меньше 10 лет, изучали те же идеи и спали на тех же лекциях по экономике».

Постепенно основатель Facebook перестает быть для аудитории недосягаемым миллионером, героем новостей и нашумевшего фильма — он становится простым парнем, который испытывал такие же чувства, ходил по тем же коридорам: он свой, а значит, ему можно доверять. Чтобы усилить это ощущение, Цукерберг рассказывает о первой лекции в университете, на которую пришел в футболке наизнанку с торчащей спереди этикеткой.

«Я все не мог понять, почему никто не разговаривал со мной, кроме одного парня, Кэй Экс Цзиня. Ему было все равно».

Казалось бы, простейшая мысль: хочешь, чтобы тебе поверили, — рассказывай не только об успехах, но и о неудачах. К сожалению, далеко не все это понимают. Человек на конференции может полтора часа пересказывать свою биографию и ни слова не сказать о промахах. В итоге рисуется образ супермена: яркий, сильный, в блестящих резиновых штанах — но абсолютно неживой, а значит, не вызывающий доверия.

Цукерберг это понимает, поэтому честно признает свои ошибки. Например, рассказывает, как не смог сформировать чувство общей цели в своей первой команде, как ему предлагали продать стартап и как почти все ушли, когда он отказался это сделать.

«Это было самое трудное время для меня в Facebook. Я верил в то, что мы делали, но чувствовал себя одиноким. И, что хуже, это была моя вина. Я спрашивал себя: был ли я неправ? Был ли я позером, 22-летним ребенком, который не имел представления, как работает мир?»

Сколько раз на конференциях и тренингах приходилось слышать одни и те же мысли о роли лидера в команде, с красивыми рисунками и схемами, но при этом абсолютно пустые! Просто потому, что это были рисунки и схемы, не наполненные личным опытом, в том числе собственными ошибками. «Это была моя вина», — говорит Цукерберг, и сразу становится понятно, насколько важно поделиться чувством цели со своей командой. И при этом ни одной схемы, ни одного рисунка — зачем, если образы сами рисуются в воображении?!

В отличие от многих спикеров, которые любят рассказать о своем успешном успехе, достигнутом исключительно благодаря упорной работе, Цукерберг честен с выпускниками:

«Никто не добивается успеха лишь благодаря упорной работе или хорошей идее. Мы становимся успешными и благодаря удаче. Если бы мне пришлось содержать семью в детстве, вместо того чтобы учиться писать код, если бы я не знал, что со мной будет все нормально, даже если Facebook провалится, я бы не стоял здесь сегодня».

То есть ему повезло, то есть он не гений, то есть он много раз ошибался, то есть... он такой же, как и мы. Именно поэтому его так хочется слушать. Именно поэтому его речь точно осталась в памяти выпускников.



СТИВЕН СПИЛБЕРГ: РАССКАЗЫВАЙ ИСТОРИИ (БАНАЛЬНО? ЗАТО РАБОТАЕТ!)
О рассказывании историй даже и писать неприлично: с этого начинается и этим заканчивается большинство книг по ораторскому искусству. Более того, уже несколько раз попадались на глаза комментарии: «Надоели вы со своим сторителлингом! Сколько можно всюду пихать эти истории?!»

Сколько? Бесконечно! Потому что это не модный инструмент — это то, на чем основаны литература, театр, кинематограф... Ни один документальный фильм о Чернобыле почему-то не собрал такую аудиторию, как сериал HBO. Почему? Потому что людям нужны истории.

И тут опять-таки можно возразить: легко писать о сторителлинге на примере Спилберга, который большую часть жизни посвятил киноисториям. С этим можно было бы согласиться, но в выступлении режиссера перед выпускниками Гарварда нет рассказов с какой-то особенно закрученной драматургией — это самые обычные зарисовки из жизни.

«Многие люди учатся, чтобы получить образование, другие — из-за родителей, а я пошел в колледж из-за своих детей. Я, отец семерых детей, продолжал настаивать на важности высшего образования, но сам этот путь не прошел. Поэтому в 50 я поступил в университет штата Калифорния — Лонг-Бич — и все-таки получил диплом. И должен добавить: палеонтологию мне зачли благодаря «Парку Юрского периода».

Что особенного есть в этом рассказе? Ничего! Просто история, но именно она наряду с другими наполняет выступление жизнью. Можно ли без нее? Наверное, но тогда эта же мысль будет звучать примерно так: «Учиться никогда не поздно, ведь высшее образование играет важнейшую роль в жизни каждого человека. Чтобы убедить в этом подрастающее поколение, лучше всего использовать личный пример». Так лучше?

Откуда брать истории? На этот вопрос Спилберг отвечает в своем выступлении:

«У нас так много историй. Поговорите со своими родителями, бабушками и дедушками, если можете, и попросите их рассказать истории. Я обещаю вам, как я обещал и своим детям: вам не будет скучно».


Фото: news.harvard.edu, Getty Images, cnbc.com / Paul Marotta, Rose Lincoln/Harvard Staff Photographer, Feverpitched | Dreamstime.com