Говорю только то, что знаю
Когда Ренате задают вопрос, она четко на него отвечает. Если не знает, что сказать, – не говорит, не стесняясь своего незнания. А ведь многие звезды (и тем более, так называемые «звезды») никогда не признаются, что у них нет мнения по какому-то вопросу, что они не могут так сразу на него ответить: они будут выкручиваться, юлить, уходить в другие темы.
— Какую оценку вы бы поставили планете? – спрашивает Познер.
— А как можно поставить оценку планете? – отвечает Литвинова, потому что не думала никогда об этом, потому что не хочет просто озвучивать красивые слова, в которых на самом деле нет никакого смысла. Другой на ее месте долго рассуждал бы на эту тему, пытаясь за витиеватыми фразами скрыть отсутствие мысли.
Не отвечаю, если не хочется
Точно так же Литвинова не пытается через многословие уйти от неприятных вопросов. Опять-таки сегодня многие публичные люди, получив такой вопрос, начинают говорить, говорить, говорить – и в результате собеседник забывает, о чем он спрашивал. Литвинова поступает по-другому. Когда Познер напоминает о двух браках, Рената немного наивно и в то же время твердо уточняет: «Мы что, будем про личную жизнь говорить?» И все, Познеру ничего не остается, кроме как сказать: «Нет». В подобной ситуации многие знаменитости обижаются («Я не буду говорить о личном!»), но актриса выбрала другой, более тонкий путь, который никак не влияет на дружелюбный тон беседы.
Не говорю лишнего, умею ставить точку
Журналистам общаться с такими людьми довольно сложно, потому что Рената конкретно отвечает на конкретный вопрос. Проще с теми, кто пытается рассуждать часами на любую тему, сам переходит с вопроса на вопрос. Ведущий в таком случае может просто расслабиться и подумать над тем, как представить очередной рекламный блок. С Литвиновой так не получается: она ответила на вопрос – поставила точку. Чрезвычайно ценный навык! Проще научиться говорить, чем научиться замолкать в тот момент, когда главное уже сказано.
Говорю просто
Когда человек оказывается перед микрофоном (миллион раз приходилось наблюдать за этим), он вдруг будто забывает нормальный язык и начинает говорить сложными, непонятными, витиеватыми фразами. Ему кажется: но ведь так красиво! Литвинова подкупает тем, что даже когда размышляет над самыми сложными вопросами, ее речь проста и понятна. Ни в коем случае не примитивна – нет! Но вновь повторю, Рената не прячется за красотой фраз – на первое место выходят именно мысли.
Поэтому ее хочется слушать. Даже тогда, когда Литвинова говорит о том, что и так знают все. В разговоре с Познером она размышляет о судьбе пенсионеров. И вместо никому не нужных пафосных слов, использует самые простые и понятные каждому: «Низкие пенсии. Как это возможно? Никто ими не интересуется! Нет никаких структур… Это же кошмар. Какая-то бабушка идет два сантиметра в час за молоком…» Это те образы, которые видят все. Отражая их, Рената становится ближе, понятнее.
Как раз благодаря понятности, искренности, простоте, при всей своей возвышенности Рената Литвинова не кажется недосягаемой. В нее влюбляешься, ее хочется слушать снова и снова.